Содержание основных работ
Создание данных Сборников ориентировано на реализацию общих задач Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., где идет речь об основных направления экологической политики России
Сборники предложат практические, ситуативные инновационные решения по указанным направления, с акцентом на сохранение биоразнообразия при реализации энергетических проектов, а также продемонстрируют, как снижается воздействие при внедрении новых технологий.
Данные Сборники будут востребованы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации при дальнейшей проработке вопросов, связанных с внедрением института наилучших доступных технологий (в экологическом аспекте), а также (справочно) при формировании условий лицензий на пользование недрами, при осуществлении государственного экологического надзора на объектах энергетики. Сборники будут также востребованы компаниями энергетического сектора России при формировании собственных экологических стратегий и программ, при организации системы производственного экологического контроля и подготовки нефинансовой отчетности компаний.
Данное мероприятие согласуется с положениями подпункта «г» пункта 10 и подпункта «д» пункта 12 раздела IV Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. Целью работы также является поддержка реализации в Российской Федерации положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо) и Протокола по Стратегической экологической оценке к Конвенции Эспо. «Создание нормативной правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализации которых может оказать воздействие на окружающую среду», предусмотрено подпунктом «в» пункта 11 раздела IV Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года.
Целью работы является совершенствование процедур организации и проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), с включением в нее процесса оценки воздействия на экосистему и биоразнообразие. Данное мероприятие предполагает подготовку методических рекомендаций по проведению ОВОС, включающей в себя оценку экономической стоимости потери биоразнообразия и использование механизма «предотвращать-сокращать-восстанавливать-компенсировать» при оценке воздействия деятельности энергетических компаний на биоразнообразие. При подготовке данных методических рекомендаций будет учтен передовой международный опыт и требования соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Целью работы является реализация новых, более совершенных подходов к оценке состояния экосистем, подверженных нагрузке вследствие промышленного освоения территории или на стадии предпроектной подготовки промышленного освоения. Данное мероприятие предполагает создание методологической базы, позволяющей достоверно оценить ценность природных биот и обеспечить снятие фоновых показателей для последующего мониторинга происходящих под влиянием промышленных нагрузок изменений, с целью их компенсации и минимизации.
Первый этап работы предполагает сбор многоуровневого материала по состоянию природных комплексов - численности, видовому составу и распределению фито - биотических составляющих на демонстрационных площадках проекта. Второй этап выполняется с использованием объектно-ориентированных баз данных, наработанных на первом этапе с добавлением описания состава почв и мерзлотных характеристик, во взаимодействии с орографическими и другими ландшафтными составляющими.
Третьим этапом работы является внедрение «карт уязвимости» в деятельность информационно-аналитических структур Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзора, региональных информационно-аналитических центров, поддерживающие работу государственных органов власти.
Созданные в проекте карты уязвимости биоразнообразия и техногенной нарушенности могут быть использованы при формировании стратегий и планов экологического развития субъектов Российской Федерации, при подготовке экологических паспортов субъектов РФ, при составлении перечней участков недр, предоставляемых в пользование, а также при осуществлении проверок в рамках государственного экологического надзора и проведении в будущем стратегической экологической оценки на демонстрационных площадках проекта.
Целью работы является подготовка и создание специализированных геоинформационных систем (ГИС), применяемых для цели сохранения биологического разнообразия в условиях промышленного освоения территорий или на стадиях проектного проектирования. Материалы слоев ГИС должны отражать состояние биологического разнообразия, ценность объектов и участков территории, распределение биологических ресурсов.
Базовыми слоями служат топографические, гидрологические и геоботанические карты, а также материалы по орографии, мерзлоте и ландшафтам. Система должна обеспечивать доступность к материалам, необходимым для принятия решений в области сохранения биологического разнообразия.
Этапность выполнения работы синхронизирована с выполнением текущих задач отдельных мероприятий проекта по направлениям энергетических секторов в НАО, Кемеровской области и других демонстрационных площадках.
Актуальность данного мероприятия обусловлена наличием проблем, связанных с ликвидацией прошлого экологического ущерба. Реализация данного мероприятия соотносится с целями ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».
Цель работы: организация и проведение полевых исследований для (1) сбора недостающей информации для текущей фоновой оценки состояния экосистем и биоразнообразия, (2) закладки и детального описания постоянных пробных площадей как части мониторинга нарушенных экосистем в ходе работ геологоразведки прошлых лет на объектах недропользования; и (3) разработка предложений по системе, структуре и информационному наполнению программы мониторинга нарушенных экосистем на участках накопленного ущерба в основных типах экосистем.
Особую актуальность для Проекта тегеранская Конвенция приобрела в связи с подписание в 2014 году Протокола по сохранению биологического разнообразия.
Данная конвенция является востребованным современным и планомерно развивающимся правовым инструментом регионального природоохранного сотрудничества, который должен стать и уже становится достаточно эффективным средством обеспечения экологической безопасности при реализации каспийского природоресурсного и, в частности, энергоресурсного потенциала. В Конвенции рассматриваются вопросы предотвращения нефтяных (и иных) загрязнений морской среды в ходе реализации перспективных проектов добычи и транспортировки углеводородного сырья, и она обязывает принимать все необходимые меры для предотвращения, снижения и контроля загрязнения Каспийского моря в результате деятельности на его дне.
Данная работа подразумевает подготовку плана мероприятий по мониторингу воздействия на экосистему и биоразнообразие в районах освоения месторождений углеводородов Северного Каспия, рекомендаций по интеграции данного плана в Программу мониторинга окружающей среды Каспийского моря, предусмотренную в рамках Тегеранской конвенции, а также рекомендаций энергетическим компаниям, осуществляющим добычу нефти в регионе Северного Каспия, по оптимизации их взаимодействия с Тегеранской конвенцией, включая реализацию протоколов к ней.
Одним из основных результатов работы станет подготовка рекомендаций для Секретариата Тегеранской конвенции к концепции и информационному наполнению ГИС для демонстрационного региона Северного Каспия в части сохранения биоразнообразия, содействие их согласованию с Минприроды России и последующее использование материалов информационно-аналитическими структурами Секретариата Тегеранской конвенции.
Актуальность данных работ обусловлена требованиями пункта 10 статьи 12 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 об обязательности подготовки недропользователем проектов рекультивации земель.
На первом этапе работ будут зафиксированы демонстрационные площадки на территории НАО, Республики Коми, Астраханской области, на примере которых будут рассмотрены и проанализированы результаты ранее выполненных работ по восстановлению земель и переработке отходов, проведен мониторинг ранее рекультивированных отличающимися методами земель и их сопредельных территорий по разным направлениям оценки биоразнообразия, определены основные критерии для последующей оценки сохранения биоразнообразия на территориях природопользования в нефтегазовом секторе для их утверждения на нормативном уровне.
На втором этапе работ в полевых условиях будет проведена фактическая оценка успешности ранее примененных способов рекультивации земель и определены основные критерии их успешности. На заключительном, третьем этапе работ, будут сформулированы рекомендации для применения определенных технологий и способов рекультивации для различных географических условий и типов нарушенности земель.
Конечным результатом данного мероприятия является выработка ряда методических и нормативных документов по технологиям восстановления природных объектов (почвенных и водных экосистем, переработки нефтесодержащих отходов); по нормативам оценки земель на разных стадиях их восстановления (от планирования до сдачи работ) для внедрения их в практику природоохранной деятельности предприятий нефтегазового комплекса на нормативном уровне.
Реализация данного мероприятия соотносится с положения Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2012 года № 350, к основным целям которой, помимо прочего, относится: «восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самовосстановлению».
Результатами выполненных работ будут являться: а) перечень научно-обоснованного комплекса мероприятий по восстановлению биоразнообразия на водных объектах демонстрационных площадок;б) будут проведены практические мероприятия (полевые работы), нацеленные на создание условий по восстановлению состояния биоразнообразия водного объекте; в) научно-обоснованный комплекс мероприятий позволит продемонстрировать методы восстановления популяций ключевых видов на демонстрационных площадках.
Необходимость создания научно-обоснованного комплекса мероприятий по восстановлению биоразнообразия на водных объектах обусловлена тем обстоятельством, что за счет государственных средств на сегодняшний день финансируются только мероприятия, направленные на расчистку, дноуглубительные работы, строительство различного рода ГТС на водных объектах, но не финансируются работы по восстановлению/реабилитации биоразнообразия, так как не сформирован научно-обоснованных перечень работ для восстановления. Вместе с тем, при наличии такого перечня, заказчики восстановительных работ, смогут формировать в технических заданиях соответствующие требования в части сохранения биоразнообразия при расчистке и восстановлении водного объекта.
Апробация результатов работ будет осуществлена на территории Волгоградской области и Астраханской области, где перечень научно-обоснованного комплекса мероприятий будет использован при подготовке проектно-сметной документации на расчистку и восстановление водного объекта.
Целью работы является проведение обследования разных типов ландшафтов Нижней Волги с целью выявления наименее нарушенных водных экосистем для формирования перечня оценочных показателей экологического состояния территории. Практическое применение: сеть местообитаний с оценочными показателями, созданная на Нижней Волге, поможет отслеживать динамику и своевременное принятие управленческих решений. Оценочные показатели позволят отслеживать как общерегиональные процессы, так и локальные воздействия, в том числе гидрорежима, на отдельные экосистемы.
На первых этапах работ были проведены полевые обследования разных типов водных экосистем пойменной части Нижней Волги и выбраны, в соответствии с экспертной оценкой, наименее нарушенные объекты, после чего будет проведена обработка данных полевых обследований и сформирован перечень показателей. На следующих этапах выполнения работ будет подготовлена Концепция по использованию оценочных показателей для улучшения экологической ситуации в регионе, а также сформированы предложения по оптимальным параметрам регулирования гидрорежима территории Нижней Волги для основных биологических групп и наиболее значимым типам местообитаний.
Реализация данного мероприятия соотносится с положениями Долгосрочной программы развития угольной промышленности России до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р., согласно которым: «в отношении экологии углепромышленных территорий предусматривается … совершенствование и внедрение методов прогнозирования негативных последствий на окружающую природную среду в результате деятельности предприятий угольной промышленности», а также: «предполагается заложить основы … совершенствования методов прогнозирования, организации мониторинга экологических последствий ликвидации предприятий угольной промышленности, планирования и организации природоохранных мероприятий».
Задача проекта состоит в том, чтобы зафиксировать изначальное состояние природных экосистем до момента техногенной фазы – строительства угольного карьера, добычи угля и отсыпки отвалов вскрышных горных пород. Исследования на ранних этапах разработки месторождения позволят в будущем оценить качество природной среды для последующего периода восстановления ее (после отработки) до первоначального уровня.
Реализация мероприятия будет проходить на двух лицензионных участках угледобычи в Кемеровской области: в Промышленновском районе и в Ленинск-Кузнецком районе.
Внедрение результатов работы будет осуществляться в виде практических рекомендаций по сохранению или восстановлению геоэкологической стабильности ландшафтов в зоне влияния горно-добывающих предприятий.
Актуальность данного мероприятия подтверждается положениями Долгосрочной программы развития угольной промышленности России до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 14-р., к ожидаемым результатам которой отнесено: «доведение уровня рекультивации земель до 100 процентов величины годового нарушения».
Данные мероприятия будут направлены на разработку методов восстановления коренных травянистых экосистем (степных и луговых) на нарушенных территориях горно-добывающих предприятий, в первую очередь отвалов вскрышных горных пород угольных разрезов.
Мероприятия будут реализованы в Кемеровской области. Восстановлению подлежит разрушенная часть в цепи холмов Караканского хребта.
В Первый этап работы входит аналитический обзор российского и международного опыта по реставрации экосистем, испытанных методов искусственного увеличения биоразнообразия на нарушенных территориях. Второй этап включает техническое оснащение работ, связанный с приобретением необходимых приборов, инструментов и механизмов. На Третьем этапе работ будет подготовлен научный полигон. Четвертый этап работ предполагает создание экспериментальных площадей для отработки технологии реставрации. Дальнейшая работа по проекту будет направлена на внедрение результатов в виде рекомендаций для проектных организаций и органов местного самоуправления, а также включение раздела по реставрации экоситем Караканского хребта в рабочий проект горнодобывающего предприятия.
Целью работы является сохранение или сокращение площади разрушения природных экосистем и ландшафтов на демонстрационных площадках проекта. Данное мероприятие направлено на поддержку особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального и местного значения и предполагает выполнение проектов организации ООПТ по установленной процедуре и утверждение на уровне региональных органов власти. Для государственной охраны предполагаются ненарушенные степные, лугово-степные и водно-болотистые ландшафты. Проекты реализуются в Кемеровской области, Волгоградской области.
Первый этап работы включает проведение научных исследований, подготовка обоснования для создания ООПТ и различные согласования на территории планируемой ООПТ. Второй этап – разработку проекта организации ООПТ. На третьем этапе проводится экологическая экспертиза проекта и последующее утверждение проекта.
Целью работы является выявление социальных и экономических воздействий энергетических компаний на коренное население демонстрационных территорий проекта, а также выработка предложений по учету интересов коренного населения при реализации энергетических проектов на демонстрационных территориях.
Работы проводятся в Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Ненецком автономном округе, Кемеровской и Сахалинской областях.
По результатам работ будут разработаны предложения для дальнейшего продвижения работ взаимодействия КМН с государственными органами и энергетическими компаниями на демонстрационных территориях.
Одним из принципов реализации Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, является принцип ответственности органов власти всех уровней за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Основ достижение стратегической цели государственной политики в области экологического развития обеспечивается решением, в том числе, такой основной задачи, как совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Для достижения указанной цели была осуществлена подготовка проекта закона Астраханской области «Об отдельных вопросах охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия на территории Астраханской области», с принятием которого будет отменен ряд устаревших, утративших актуальность законов Астраханской области.
Указанный законопроект распространяет свое действие на любую хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, включая деятельность компаний энергетического сектора России. Подробно регулируются вопросы создания, функционирования и упразднения особо охраняемых природных территорий; полномочия органов власти разного уровня; охрана животного мира и среды его обитания, а также лесные отношения.
Принятие данного закона создаст современную правовую базу для регулирования деятельности различных природопользователей на основе соблюдения принципов охраны окружающей среды и биологического разнообразия.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.
Красная книга Кемеровской области учреждена законом Кемеровской области от 3 августа 2000 г. № 56-ОЗ, в нее внесены списки животных, растений и других организмов, которые являются редкими и находящимися под угрозой исчезновения именно на территории Кемеровской области. В результате хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в Кемеровской области, может быть причинен вред видам животных и растений, внесенных в Красную книгу Кемеровской области, следовательно, необходим документ нормативно-правового уровня, в котором должны быть закреплены способы расчета размера такого вреда.
Методика содержит формулы, позволяющие осуществлять расчет размера вреда. При расчете размера вреда предлагаются повышающие коэффициенты, учитывающие особенности объекта охраны, его территориального расположения, степени воздействия на объект, его статуса редкости и т.д.
Актуальность данной работы заключается в том, что в законодательстве стран-участниц Содружества Независимых Государств вопросы сохранения биологического разнообразия регулируются фрагментарно. Ни в одной из стран не имеется единого комплексного нормативного акта, устанавливающего правовые основы сохранения и восстановления биологического разнообразия. Между тем предыдущий опыт подготовки модельных законов свидетельствует об успешном заимствовании странами СНГ правовых подходов, способов регулирования различных общественных отношений для целей внутригосударственного законотворчества.
В целях сохранения и восстановления биологического разнообразия международное сообщество приняло ряд конвенций и соглашений, положения которых будут учтены при подготовке предложений к проекту модельного закона. Существующая нормативная база и природоохранная позиция стран СНГ позволяет приступить к разработке проекта модельного закона о сохранении и восстановлении биологического разнообразия.
Помимо аналитического вклада в подготовку проекта модельного закона стран СНГ в виде участия в формировании текста закона, пояснительной записки, запланировано опубликование не менее трех статей по данной тематике. Их размещение в ведущих изданиях позволит популяризировать тематику сохранения биоразнообразия среди широкой общественности, интересующейся данным направлением, а также обозначить позицию проекта.
Набирающие темпы разведка и освоение углеводородных ресурсов, и ожидаемое развитие морских грузоперевозок в шельфовых зонах морей Российского Дальнего Востока и Арктики представляют собой реальный риск нарушения морских экосистем. Особой защиты при этом требуют входящие в их состав крупные китообразные, включенные в Красную книгу РФ.
На сегодняшний день в России не существует стандартных узаконенных нормативов по смягчению воздействия этой деятельности на китообразных, как и единой методики мониторинга последних в процессе хозяйственной деятельности на шельфе, хотя во многих странах мира (США, Великобритания, Австралия) такие Правила разработаны и применяются в целях сохранения биоразнообразия. Представляется необходимым разработать и использовать подобные Правила при регулировании аналогичных работ в России. На восполнение данного пробела направлена настоящая работа.